Лаки в полиграфии находят очень широкое применение. И не только, для придания эстетичного вида полиграфической продукции или выполнения защитных функций. Современные лаки способны создавать удивительные эффекты. Значительно усиливать рекламное воздействие самых разных полиграфических изделий. Каталоги парфюмерных компаний с приятными ароматами, визитки и листовки с тактильными эффектами, наклейки, светящиеся в темноте, открытки или пригласительные с глубокими объемными переливами. Все это создается при помощи различных видов лака. О том, какие бывают лаки в полиграфии и для чего они применяются, расскажем в этой статье.
Вообще, процесс лакирования означает нанесение на уже готовую полиграфическую продукцию лакового слоя. Этот слой может быть сплошным или выборочным. А сами лаки различаются по:
-
составу;
-
времени высыхания;
-
принципу отвердевания;
-
области применения
Лаки в полиграфии помогают защитить бумагу или картон от воздействия влаги, добавить стойкости к истиранию и повреждениям, придать различные дизайнерские эффекты и решить ряд технологических задач (например, облегчить дальнейшее тиснение).
Лаки в полиграфии. Основные виды
При изготовлении печатной продукции используют лаки на масляной основе, водно-дисперсионные лаки и, конечно, УФ-лаки с разнообразными эффектами.
Масляные лаки
Сегодня масляные лаки утрачивают свои позиции. Из преимуществ можно отметить простоту применения и, соответственно, низкую стоимость. Этот вид лака напоминает обычные офсетные краски, поэтому и процесс изготовления полиграфии с его использованием достаточно прост.
Ужесточение требований к экологической безопасности привело к тому, что масляные лаки прекратили использовать для упаковки пищевых продуктов. Кроме того, такой лак дает не высокий глянец и желтеет со временем.
ВД-лаки
Водно-дисперсионные лаки имеют сложный химический состав на основе различных полимеров. Такие лаки в полиграфии применяются при изготовлении упаковки для пищевых продуктов, парфюмерной и фармацевтической промышленности. Лак не токсичен. Дает хороший глянец. Защищает упаковку от загрязнения и механических повреждений. И отличается стойкостью к низким температурам (до -40°С).
Все эти свойства делают ВД-лак – основным в создании упаковки для замороженной продукции.
УФ-лаки
Уф-лак применяется, прежде всего, для придания полиграфическому изделию декоративных свойств. Он практически мгновенно высыхает под действием ультрафиолетовых лучей, отличается высоким уровнем глянца и долговечностью. На сегодня существует огромное количество различных УФ-лаков. С их помощью можно воплотить в жизнь практически любую идею дизайнера.
Глиттерный лак с микроблестками создает на поверхности сверкающие переливы, текстурные лаки делают полиграфию приятной на ощупь, лаки с 3D эффектом – позволяют создавать объемные изображения, ароматизированные – содержат микрокапсулы с нужным запахом, а люминесцентные способны светиться в темноте.
Источник: faktoria-print.ru