Рото или флексо?

25 июля 2018
флексографияФлексография в сегменте гибкой упаковки столкнулась с серьезным соперником. Процесс производства гибкой полимерной упаковки можно условно разделить на две составляющие: экструзию — производство пленок, и конвертинг — совокупность процессов, превращающих пленку в упаковку. В современных условиях, когда маркетинговая функция упаковки играет не менее, а порой и более важную роль, чем защитная, одним из ключевых звеньев этой цепи становится полиграфия. Для нанесения изображений на гибкие упаковочные материалы наиболее широко применяются методы флексографической и глубокой, или, как ее еще называют, ротогравюрной, печати. Соотношение объемов упаковки, запечатанной этими методами, в целом по миру составляет приблизительно 50 на 50%, однако в разных регионах отличается. В США и в Европе, например, преобладает флексография, а в Азии — ротогравюра. По словам Сергея Григорьева, директора проекта Rotoflex.su, в СНГ флексографическим методом запечатывается порядка 87% гибкой упаковки, остальные 13% — методом глубокой печати. Причем в течение последних лет данное соотношение плавно менялось в пользу ротогравюры. «Думаю, это связано с проникновением в Россию крупных мировых производителей товаров, которые выбирают для упаковки своей продукции именно глубокую печать», — рассуждает Сергей Григорьев. — При этом не стоит забывать, что флексографическая печать как технология развивается очень быстрыми темпами и постоянно стремится приблизиться по качеству к глубокой, которая в отличие от флексографии довольно консервативна».
 
Флексографические печатные машины изначально разрабатывались для печати на упаковочных материалах, поэтому в этом смысле они практически не имеют ограничений. В основе технологии флексопечати лежит способ переноса красок с рельефных резиновых или полимерных форм на пленку, бумагу, фольгу и прочие материалы любого типа и толщины. Это обстоятельство стало основной причиной популярности флексографии и до сих пор остается стимулом для постоянного технологического совершенствования данного метода, направленного главным образом на улучшение качества печати. Однако, несмотря на все достижения в этой области, глубокая печать не только продолжает удерживать свои позиции на рынке гибкой упаковки, но и укрепляет их. Происходит это благодаря исключительным потребительским свойствам ротогравюрной печати. Среди них Сергей Григорьев выделяет отменное, практически фотореалистичное качество отпечатанных изображений, которое прослеживается в плавном переходе от одного цвета к другому.
 
Также в отличие от флексографии в глубокой печати невооруженным глазом не видно растровых точек. Кроме того, ротогравюра дает возможность выдержки точного цвета по Pantone без малейших изменений оттенка на протяжении всего, даже очень крупного, тиража, что важно, например, для сохранения фирменного цвета бренда. (На языке технологов этот параметр называется тиражеустойчивостью.) В то же время все эти преимущества неразрывно связаны с высокой стоимостью и большими сроками допечатной подготовки, поскольку в глубокой печати, в отличие от флексографии, в качестве печатных форм используются металлические валы. «Хотя для крупных и повторяющихся тиражей такая стоимость может быть даже ниже стоимости допечатной подготовки для флексографической печати, приходящейся на единицу выпускаемой продукции», — объясняет Сергей Григорьев. Таким образом, можно выделить три взаимозависимых фактора, влияющих на выбор того или иного метода печати при производстве гибкой упаковки: качество печати, размер тиража, сроки изготовления заказа. Конечно, существенным критерием является и стоимость, но она также зависит от перечисленных факторов.
 
Главным преимуществом рото перед флексо всегда было и остается визуальное качество печати. Несмотря на то, что технология флексопечати непрерывно совершенствуется, по некоторым показателям ей все же не удается превзойти результаты, получаемые методом глубокой печати. К ним, прежде всего, относится фотореалистичность изображения, однако, по словам Сергея Григорьева, далеко не всякий дизайн имеет фотореалистичные признаки. Более того, зачастую дизайн, предназначенный для глубокой печати, вообще их не содержит. Благодаря тиражеустойчивости форм в глубокой печати практически нет проблем с разнооттеночностью оттисков, чем нередко страдает флексография. В то же время изготовление печатных цилиндров для ротогравюры — долгий, трудоемкий и дорогостоящий процесс.
 
Все  компании, занимающиеся печатью на гибкой упаковке ротогравюрным методом и имеющие собственное оборудование для производства печатных валов, можно пересчитать по пальцам одной руки. Приобретение такого оборудование связано с серьезными инвестициями, поэтому, как правило, российские печатники заказывают оснастку за рубежом, что неминуемо ведет не только к удорожанию конечной продукции, но и к увеличению срока исполнения заказа. Что касается внутреннего предложения услуг по допечатной подготовке, то, как рассказал Дмитрий Кудрявцев, менеджер по продажам компании «Эксимпак», в России присутствуют несколько производителей валов для глубокой печати, но цены на их продукцию выше, а сроки изготовления еще больше, чем за рубежом. «Тем не менее, если речь идет не о первичном производстве цилиндров, а о перегравировке, то нам интереснее работать с отечественными компаниями», — отметил Дмитрий Кудрявцев. По его словам, ограниченное предложение услуг по допечатной подготовке является главным сдерживающим фактором в развитии глубокой печати в РФ.
 
Стоимость изготовления печатных форм для флексографии ниже, чем для ротогравюры, а скорость процесса их производства гораздо выше, что позволяет печатникам, использующим этот метод, оперативно реагировать на запросы клиентов и существенно сокращает срок исполнения заказа. Для сравнения: производство цилиндров для глубокой печати занимает около двух месяцев. Изготовить же флексоформу, протестировать ее и приступить к печати возможно в течение одного дня, конечно, при условии, что полиграфическое предприятие располагает для этого всем необходимым оборудованием. Большинство крупных игроков на отечественном рынке флексопечати имеют в своем распоряжении собственные комплексы допечатной подготовки, но и отсутствие такого оборудования не сильно сказывается на увеличении сроков исполнения заказов — в стране работают репроцентры, предлагающие услуги не только по изготовлению флексоформ в течение одного-двух дней, но и обеспечивающие полный цикл допечатной подготовки. Однако низкая по сравнению с металлическими цилиндрами тиражеустойчивость полимерных печатных форм ограничивает применение флексографии малыми и средними тиражами. Хотя, следует отметить и тот факт, что в общем объеме упаковочной продукции с полиграфией сегмент малых и средних тиражей существенно превышает долю крупных тиражей.
 
Производство гибкой упаковки — это не только полиграфия, поэтому, сравнивая флексографию и глубокую печать, стоит обратить внимание на процессы послепечатной обработки, в которые входят различные операции, направленные на придание упаковке определенных потребительских свойств. К таким процессам, например, относятся ламинирование, нанесение различных покрытий, тиснение, лакирование, резка и прочее. Современные технологии позволяют встраивать их в одну линию как с флексографическими печатными машинами, так и с машинами глубокой печати. «Здесь нет особых отличий, — утверждает Сергей Григорьев. — Построение в одну линию можно осуществлять с любым типом печати. Правда, придется учесть снижение скорости печати на дорогих печатных машинах и, как следствие, снижение их про-изводительности, что неизбежно поведет к повышению себестоимости готовой упаковки. Поэтому нередко компании используют раздельные рабочие центры для печати и послепечатной обработки». Существуют также флексографические печатные машины, к которым добавляются секции глубокой печати, что дает возможность за один прогон наносить на запечатываемый материал различные покрытия (например, клей для холодной склейки), нанесение которых возможно только ротогравюрой.
 
Как отмечалось выше, современные печатные машины, применяемые в производстве гибкой упаковки, практически не имеют ограничений, а, следовательно, и различий по типу запечатываемых материалов, однако они делятся по формату. Как флексомашины, так и машины глубокой печати бывают узко-, средне- или широкорулонными. По мнению Сергея Григорьева, в нынешней ситуации, когда тиражность заказов серьезно уменьшается, у узкорулонных печатных машин, основной сферой применения которых является печать этикеток, появляется шанс завоевать свою нишу на рынке гибкой упаковки в сегменте низких тиражей. «Проще говоря, себестоимость печати на узкорулонных печатных машинах может быть ниже по сравнению с печатью на широкоформатных машинах, — объясняет он. — Именно может, поскольку себестоимость производства гибкой упаковки зависит не только от площади  использованных фотополимерных форм, отходов сырья, но и от множества используемых технологических ноу-хау самой печати, всех смежных с ней процессов послепечатной обработки и, конечно, квалификации сотрудников полиграфической компании».
 
К неоспоримым преимуществам узкорулонных печатных машин специалисты относят большую эффективность использования фотополимерных форм, цену самой печатной машины, занимаемые производственные площади, размер и, соответственно, вес рулонов запечатываемых материалов. «При этом сказать однозначно, что цена на любую гибкую упаковку, запечатанную на узкорулонной печатной машине, будет ниже, думаю неверно, — рассуждает Сергей Григорьев. — Истина познается в сравнении в каждом отдельном случае. Конечно, и флексографическая печать, и глубокая могут считаться конкурентами в борьбе за долю на рынке гибкой упаковки с полиграфической печатью, заказы на производство которой способны мигрировать от одного способа печати к другому по различным соображениям заказчиков. Здесь Сергей Григорьев, исходя из собственного опыта, выделяет два фактора: экономическую целесообразность и качество печати на протяжении нескольких тиражей. По его словам, производство упаковки методом глубокой печати имеет смысл, когда речь заходит о крупных либо часто повторяющихся тиражах, без изменения элементов дизайна упаковки. Кроме того, ротогравюра не имеет конкурентов по качеству печатного оттиска, поэтому если заказчику гарантированно необходима повторяемость цветовой оттеночности, его выбор автоматически ограничивается только глубокой печатью. Как правило, такими заказчиками выступают крупные зарубежные компании с высокими требованиями к качеству печати.
 
Конечно, в СНГ немало транснациональных компаний, но еще больше компаний отечественных, которые пока отдают свои предпочтения флексографии. Тем не менее, на рынке гибкой упаковки существует достаточно стабильный сегмент крупных тиражей, в производстве которых, как уже неоднократно отмечалось, наиболее целесообразно применение глубокого метода печати. Этот сегмент включает в себя упаковку для мороженого,кондитерских изделий, замороженных продуктов, полотно для йогуртовых крышек, термоусадочную пленку с логотипом и многие другие сегменты гибкой полимерной упаковки. По словам Дмитрия Кудрявцева, наличие рынка крупных тиражей позволяет судить о том, что глубокая печать в СНГ останется. «Более того, соотношение между флексопечатью и глубокой печатью будет постепенно меняться в пользу последней», — уверен он.

Купить оборудование для печати в Алматы

Источник: upakovano.ru