Не претендуя на всестороннее исследование ситуации на рынке лаков для офсетной печати, постараемся раскрыть некоторые тенденции, отмечаемые работниками типографий и дизайн-студий; прежде всего — спрос на лакирование различными видами и освоение новых технологий.
Безусловно, ситуация в Москве, где сосредоточено современное оборудование и привередливые заказчики, отличается от положения дел в регионах с более скромными финансами. Да, спектр услуг, постоянные новшества и готовность исполнить самые экзотические фантазии дизайнеров «испортили» заказчика. Но именно «испорченные» — те самые щуки, не дающие дремать карасям-производственникам и заставляющие типографии модернизироваться и придумывать, как реализовать новые идеи по-хорошему «сумасшедших» клиентов на имеющемся оборудовании.
Виды лаков
«Опять за рыбу деньги?», — подумает читатель, узрев заголовок. Именно так! О видах лаков, их составе и назначении писано-переписано. Но, чтобы понять, какие перспективы открывает каждый, нужно помнить основные моменты. Вот мини-ликбез для тех, кто пока совсем не вникал в эту тему.
По составу лаки делятся на три группы: масляные (офсетные, или печатные), водно-дисперсионные и УФ-отверждения.
Масляный лак очень близок к офсетной краске. По сути — это она с прозрачным пигментом. Соответственно, для лакирования служит красочный аппарат печатной секции офсетной машины. При нанесении лак ведёт себя, как офсетная печатная краска, и для коррекции его свойств используются те же вспомогательные средства. Образование плёнки происходит за счёт реакции окислительной полимеризации и частичного впитывания в запечатываемый материал. Со временем залакированные оттиски могут пожелтеть, потому что масляный лак ускоряет процесс старения бумаги.
В состав водно-дисперсионных лаков входят полимерные дисперсии, плёнкообразующие вещества, разные добавки, растворитель — вода (около 60%) или немного спирта. Лаковая плёнка образуется за счёт испарения и впитывания растворителя. Благодаря низкой вязкости лака, не выщипываются частицы поверхности запечатываемого материала. После высыхания образуется прочная на истирание и изгиб плёнка, не имеющая запаха, устойчивая к воздействию низких температур (что позволяет применять лаки для упаковок продуктов, хранящихся в морозильниках). Отлакированные оттиски не желтеют, что особенно важно при сплошном лакировании больших площадей незапечатанного материала (бумаги или картона).
При лакировании дисперсионными лаками необходимо использовать офсетные краски, пигменты которых устойчивы к действию влаги и щёлочи. В противном случае интенсивность и цвет краски могут измениться. Лаки наносятся на офсетных машинах через увлажняющий аппарат, красочный или в лакировальной секции, а также в отдельной лакировальной машине.
Лак УФ-отверждения (УФ-лак) — раствор акриловых смол и жидких полимеров. Плёнка образуется за доли секунды за счёт полимеризации под воздействием УФ-излучения и имеет очень большую прочность на истирание, устойчива к воздействию воды, температуры, химикатов. УФ-лаки нетоксичны и после высыхания безвредны для человека и окружающей среды. Бумага, покрытая УФ-лаком, подвергается вторичной переработке — утилизируется, как и не лакированная.
При лакировании предъявляются требования к совместимости печатных красок и УФ-лака. Если печать производилась масляными офсетными красками, УФ-лак можно наносить либо «по сухому» (после полного высыхания красок на оттиске), либо на слой традиционных красок сначала наносится водно-дисперсионный лак-праймер, а затем уже УФ-лак. Гибридные или УФ-краски не требуют нанесения праймера перед лакированием.
По оптическим свойствам лаковой плёнки лаки бывают матовые и глянцевые. Причём степень глянца зависит от состава лака (в т. ч. используемых добавок), толщины лаковой плёнки и характера (состава и геометрии) лакируемой поверхности.
Если сравнивать по фактору «состав лака», то при одинаковой толщине плёнки и лакируемой поверхности наибольший глянец достигается при использовании УФ-лака, затем следуют водно-дисперсионные и масляные. Большинство добавок, вводимых в лак для улучшения его технологических параметров или придания специальных свойств (повышенной стойкости к истиранию, действию химических веществ и т. п.), уменьшают глянец.
При увеличении толщины лаковой плёнки глянец увеличивается. Зависимость от способа нанесения лака в общем случае выглядит так: при лакировании через красочный аппарат печатной секции глянец будет меньше, чем через увлажняющий; затем следует лакировальная секция и лакировальная машина.
В системе лак—запечатываемый материал чем однороднее основа, тем выше глянец лаковой плёнки. Для максимального глянца поверхность должна быть равномерной по составу и качеству (чтобы обеспечить равномерное распределение лака), непористой, с изображением, напечатанным красками, хорошо смачиваемыми используемым лаком. Противоотмарывающий порошок на отпечатанных оттисках тоже снижает глянец лаковой плёнки — если нельзя работать без порошка, лучше использовать мелкодисперсный или растворимый.
Отдельный разговор о нанесении УФ-лака «в линию». На степень глянца немалое влияние оказывают тип используемых для печати красок и технология нанесения лака. Варианты по возрастанию степени глянца:
-
Печать масляными (традиционными) офсетными красками — нанесение водно-дисперсионного лака-праймера — ИК-сушка — УФ-лакирование.
-
Печать гибридными красками — УФ-сушка — УФ-лакирование.
-
Лакирование после печати УФ-красками.